Бородавки на руках: причины появления, лечение и профилактика

Бородавки (папилломы) – гипертрофированные участки эпителия доброкачественного характера, которые появляются в результате попадания в организм вируса папилломы человека (ВПЧ).

Наросты могут формироваться на разных областях тела или слизистых, от места расположения бородавок зависит их вид и размеры. Визуально они смотрятся как плоские, округлые очаги поражения с ярко выраженным гиперкератозом и четко сформированными краями. Одной из самых частых локализаций бородавок являются руки. Бородавки на руках прорастают вовнутрь, поэтому они немного возвышаются над кожей.

Помимо своей неэстетичности, они могут доставлять определенный дискомфорт в повседневной жизни. Бородавки – следствие инфекционных процессов в организме и серьезный повод задуматься о своем здоровье.

Как распознать бородавку

Когда на теле появляются наросты, следующие признаки могут свидетельствовать, что это именно бородавки, а не какие-либо другие новообразования:

• Если инфекция распространяется на соседние ткани, могут образовываться «гнезда», где скапливаются вторичные бородавки.
  • При повреждении они имеют ячеистую структуру, которая заполнена сосудами.
  • Образования увеличиваются в размерах с небольшой скоростью.
  • Они не зудят и не воспаляются, не вызывают дискомфорт, если расположены в местах, не подверженных трениям.
  • Сами бородавки напоминают узелки, диаметром до 0,8 см и часто скапливаются группами. На их поверхности есть видимое проявление трещинок и наслоений. Цвет папулы может быть от розоватого до темно-коричневого.

Причины возникновения

Появление кожного дефекта, как уже говорили, связано с попаданием в организм вируса папилломы. Инфицирование может произойти в любом возрасте, но больше всего заражению подвержены дети. Заболевание начинает проявляться под воздействием провоцирующих факторов и как следствие – на руках появляются единичные или множественные наросты. Если у малышей ВПЧ может передаваться от матери во время родов, то взрослые могут заразиться им в таких случаях:

• прямой контакт с носителем вируса – рукопожатие, прикосновение;
  • пользование совместными предметами – полотенца, тренажеры, поручни и др.;
  • незащищенные половые связи;
  • пользование нестерильными маникюрными инструментами.

Источником инфекции может быть как больной человек, так и носитель без каких-либо ярко выраженных симптомов. Для попадания в организм на теле человека достаточно наличия небольшого повреждения – ссадины, царапины, пореза.

Организм имеет определенную предрасположенность к образованию папиллом – скрытый период их образования может длиться от 2 недель до 6 месяцев. Воздействие негативных факторов, снижение иммунитета на фоне болезней активируют вирус. Как следствие, он начинает проявлять себя на коже в виде бородавок. К провоцирующим факторам врачи относят:

• прием гормонов;
  • длительных прием антибиотиков;
  • чрезмерная физическая активность;
  • стрессы, эмоциональное перенапряжение;
  • дефицит витаминов в организме;
  • беременность;
  • менопауза;
  • генетические заболевания.

Когда заболевание активизируется, бородавки начинают проявлять себя активнее и быстро разрастаются за счет ускоренного роста верхних слоев. Если появилась одна бородавка, сразу же могут возникнуть новые наросты, поэтому лечение нужно начинать без промедления, чтобы не усугубить ситуацию. При концентрации бородавок именно на ладонях происходит постоянное трение и давление, что может привести к малигнизации – перерождению новообразования в злокачественное.

Лечение

Если бородавка начала кровоточить, расти или болеть не стоит заниматься самолечением, поскольку это может спровоцировать распространение инфекции на незараженные участки. В таком случае нужно обратиться к дерматологу. Он назначит все необходимые обследования и даст рекомендации, как избавиться от бородавок на руках с низким уровнем рецидива. Комплексное обследование включает осмотр дерматоскопом, сдачу анализов для определения штамма папилломавируса и его активности. На основании полученных исследований будет выбран метод лечения.

Современная медицина дает однозначный ответ по поводу бородавок – их нужно удалять. Какой именно вид деструкции доброкачественных новообразований будет использоваться, решает врач. Они проводятся в комплексе с приемом противовирусных и общеукрепляющих препаратов. Полностью уничтожить вирус нельзя, он остается в организме на всю жизнь.

Методы удаления бородавок на руках

• Электрокоагуляция. Высокотемпературный ток воздействует на бородавку, избавляя от образования даже в запущенных случаях. Для этого применяют местную анестезию. Коагулятор аккуратно и направленно срезает бородавку при помощи тока. При этом он исключает риск кровотечения в месте удаления. После воздействия тока появляется тонкая корочка, которая отпадает примерно через 7 дней. В редких случаях после электрокоагулятора могут появляться рубцы светлого цвета.
  • Криотерапия. Низкотемпературное воздействие азотом при помощи аппликатора. Его прикладывают к бородавке на 10-30 секунд. В месте воздействия наблюдается гиперемия и отечность. Эпидермиальный пузырь, в котором содержится серозное наполнение, прорывается через 5-7 дней, а на его месте появляется корочка. Немного позже там образовывается розовое пятно. Такую процедуру рекомендуют повторять до 5 раз с промежутком 3-5 дней.
  • Хирургические удаление. Такой метод иссечения новообразований подходит в том случае, когда бородавки занимают обширную площадь на теле. Операцию проводят под местным обезболивающим, внутрь накладывают швы, которые снимают на 7 день. При таком методе удаления папиллом существует риск, что они появятся снова через некоторое время.
  • Лазерное лечение. Считается самым эффективным и безопасным методом. Удаление наростов происходит послойно под местной анестезией. Время процедуры составляет не более 1-2 минут. В зоне воздействия лазера остается небольшое углубление, которое выравнивается через 2 недели. Лазер подходит для удаления любых бородавок, он не дает осложнений, не оставляет рубцов и гиперпигментации. Методика бескровная и абсолютно стерильная.
  • Лечение бородавок народными средствами недопустимо. Самостоятельно определить тип новообразования достаточно сложно, а неправильное лечение дома может только усугубить ситуацию. Нередко самолечение может привести к образованию рубцов и длительно незаживающих ожогов в месте локализации бородавок. Только врач после осмотра сможет назначить верную и действенную тактику лечения.

Профилактика

Бородавки не провоцируют развитие других болезней, но они могут затрагивать большие участки кожи и вызывать психологический дискомфорт. Чтобы не допускать их появления рекомендуется вести здоровый образ жизни, избегать стрессовых ситуаций, поддерживать иммунитет и не допускать сильного физического перенапряжения. После посещения общественных мест обязательно мойте руки с мылом. Также врачи рекомендуют больше находиться на свежем воздухе и заниматься спортом.

Бородавки – доброкачественные образования, не представляющие серьезной опасности. Их очень легко спутать с другими заболеваниями, поэтому очень важно не заниматься самолечением и при первых признаках записаться на консультацию к профильному специалисту. Врач выяснит, почему на руке бородавки, проведет диагностику и назначит грамотную терапию, направленную не только на избавление от кожного дефекта, но и на укрепление общего иммунитета. Но стоит помнить, что бородавки склонны к появлению после удаления, поэтому в некоторых случаях может понадобиться повторная деструкция.