Лечение анальных трещин

Группа клиник Дезир - клиники экспертного класса, специализирующиеся на диагностике и лечении колопроктологических заболеваний
Ассоциация колопроктологов России
Европейское общество колопроктологов

Заведующий отделением проктологии:

Член Ассоциации колопроктологов России,
доцент кафедры хирургических болезней с курсом колопроктологии ПСПбГМУ им. И.П.Павлова,
кандидат медицинских наук Недозимованый Анатолий Иванович

Что такое анальная трещина?

Это вертикальное расхождение тканей слизистой оболочки прямой кишки, распространяющееся вертикально вблизи анального отверстия. Как правило, эта травма бывает размером не более 4 мм в ширину, 3 мм в глубину и 3 см в длину.

Трещина в большинстве случаев образуется ближе к копчику, по стенке заднего прохода. Встречаются также дефекты в области передней спайки, а также несколько образований напротив друг друга.

Несмотря на весьма небольшие размеры, анальная трещина хуже зубной боли, может извести человека. Именно на слизистой прямой кишки расположено множество нервных окончаний. Когда покров трескается, больной изнывает от диких ощущений: трещина в заднем проходе требует срочного лечения.

Симптомы анальной трещины

1. Сильнейшие боли и зуд. В течение нескольких часов после стула больной испытывает дикие боли и зуд в заднем проходе. Инстинктивно из-за не вылеченной трещины человек начинает задерживать дефекацию, что приводит к застоям каловых масс и еще большим неприятным ощущениям.
  2. Спазм сфинктера. Характерным клиническим проявлением анальной трещины является резкое сжатие сфинктеральной мышцы, которое также приносит нестерпимую боль.
  3. Кровотечение. Человек, страдающий от анальной трещины и не получающий лечения, мучается и от кровотечений из заднего прохода. Кровь может выделяться интенсивно или литься струей, в запущенных случаях болезни.

Причины появления анальной трещины

Дефект связан с механическими травмами слизистой. Ткани прямой кишки начинают уплотняться, теряют эластичность, а затем слизистая механически надрывается. Наиболее распространенными причинами уплотнения и механических повреждений являются:

• Травмы канала твердыми каловыми массами, попадание субстанции в места повреждения.
  • Запоры, сильные натуживания.
  • Надрывы слизистой прямой кишки во время родов и потуг.
  • Поднятие тяжестей. Анальный канал часто травмируется из-за резко возросшего в прямой кишке давления.
  • Повреждение тканей предметами извне - клизмой, секс-игрушками. Часто причиной анальной трещины, требующей срочного лечения, становится нетрадиционный секс.
  • Неправильная работа сердечно-сосудистой системы, которая выражается в таких заболеваниях, как, тромбофлебит, аневризмы, облитерирующий атеросклероз, васкулит, застой в органах малого таза, геморрой.
  • Болезни органов верхних отделов пищеварительного тракта, например, гастрит, холецистит, язва желудка и двенадцатиперстной.
  • Нейромышечные патологии сфинктера заднего прохода.
  • Рубцевание эпителия перианального канала.

Чаще всего анальные трещины появляются у людей, страдающих от геморроя, СПИДа, сифилиса, дизентерии, анкопроктита и других не вылеченных инфекционных болезней.

Неправильное питание, сидячий образ жизни, так характерные для мегаполисов, также провоцируют появление болезненных анальных трещин. Чрезмерное употребление алкоголя и табака только усугубляет ситуацию.

Лечение анальных трещин

К сожалению, большинство больных стесняются сразу обратиться к проктологу, предпочитая народные методы лечения анальных трещин. Однако подобное самолечение не только бесполезно, но и опасно. В запущенных случаях дефект может спровоцировать такие осложнения, как:

• сильнейшие кровотечения;
  • анемия;
  • инфицирования трещины;
  • гнойные новообразования;
  • недержание каловых масс;
  • значительные запоры ( более 5 суток);
  • опухоли прямой кишки.

Через месяц, острая фаза анальной трещины переходит в хроническую, которая лечится с помощью операции. Если в течение недели этот дефект в заднем проходе не заживает, срочно необходимо обратиться к проктологу.

Врач назначит специальную диету, исключающую продукты, раздражающие слизистую. Больным необходимы блюда, богатые клетчаткой - фрукты, овощи, злаки. Специалист также пропишет специальные очистительные клизмы, сидячие ванночки. Боль пациенту придется снимать с помощью спазмолитиков.

При лечении анальных трещин обязательно использование мазей, кремов и свечей. Как правило, больным назначают следующие препараты:

• Ультрапрокт;
  • Ауробин;
  • Бепантен, Пантесол, Декспантенол;
  • Солкосерил;
  • Актовегин;
  • Метилурацил;
  • Проктозан;
  • Эмла ;
  • Катеджель;
  • Левомеколь;
  • Нитроглицериновая мазь.

Наиболее эффективными суппозиториями являются:

• Свечи с экстрактом красавки;
  • Релиф, Релиф Адванс;
  • Постеризан;
  • Ауробин;
  • Свечи с метилурацилом;
  • Свечи с облепиховым маслом;
  • Прокто-гливенол.

Если консервативное лечение трещины в заднем проходе не дает результатов, врач назначает операцию. Хирургическими методами лечения недуга являются:

• Девульсия - манипуляция дивульсии анального отверстия, расширение спазмированного сфинктера. Как правило, назначается пожилым людям.
  • Криодеструкция - лечение жидким азотом.
  • Сфинктеротомия - иссечение анальной трещины по плоскости.

Куда обратиться?

Анальная трещина - это крайне неприятный, безумно болезненный недуг. Чем скорее вы начнете ее лечение, тем быстрее и эффективнее вы избавитесь от проблемы.

Проктологи клиник «Дезир» принимают пациентов с анальными трещинами в любом состоянии. Не стесняйтесь обратиться к доктору, мы поможем вам, даже если вы запустили свой недуг. Звоните и записывайтесь на прием: (812) 410 00 77

Консультация проктолога высшей категории первичная с проведением видеоаноскопии 1 000 i
Консультация проктолога высшей категории первичная с проведением видеоаноскопии и ректоскопии 1 300 i
Консультация проктолога высшей категории повторная с проведением видеоаноскопии 1 000 i
Консультация проктолога, кандидата мед. наук, доцента первичная с проведением видеоаноскопии 1 500 i

Хирург-проктолог, врач высшей категории.
Хирург-проктолог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.
Врач-колопроктолог, хирург
Хирург-проктолог, врач высшей категории