Бактериальный уретрит

Патология представляет собой воспалительный процесс стенок мочеиспускательного протока. Как правило, заболевание носит инфекционный характер, и без бактериального агента развивается крайне редко.

Причины заболевания

Причиной развития симптомов бактериального уретрита у мужчин и женщин служит патогенная флора. Основные возбудители заболевания:

• стрептококки, стафилококки;
  • кишечная и синегнойная палочка;
  • псевдомонады;
  • кандиды;
  • хламидии и трихомонады;
  • гонококки.

Патогенные микроорганизмы не проявляют активности, если нет провоцирующего фактора. При определенных условиях они начинают стремительно размножаться, вызывая воспаление органа.

Факторы, способствующие развитию уретрита

Причиной бактериального уретрита у женщин и мужчин служат следующие условия:

• незащищенные сексуальные контакты;
  • травмы органов малого таза;
  • хирургические вмешательства;
  • катетеризация уретры и другие медицинские манипуляции.

Провоцирующие болезнь факторы:

• переохлаждения;
  • снижение защитных функций иммунной системы;
  • аномальное строение органов мочеполовой системы – близкое расположение канала по отношению к прямой кишке;
  • сопутствующие хронические патологии гинекологического и урологического характера;
  • несоблюдение личной гигиены.

Все инфекционные уретриты подразделяются на группы и имеют классификацию по характеру протекания.

Разновидности болезни

Бактериальный уретрит принято разделять на два типа:

1. Первый – неспецифический. Его развитие связано с активностью возбудителей: протеи, кишечной палочки, стрептококков, стафилококков, грибов Кандида.
  2. Второй – специфический, связан с развитием заболеваний, передающихся половым путем. То есть, причиной служат возбудители: гонококки, трихомонады, хламидии, уреаплазмы и так далее.

Также бактериальный уретрит у мужчин и женщин бывает двух видов:

1. При первичном типе инфекция сразу проникает непосредственно в уретральный канал. Как правило, такая ситуация случается при незащищенных сексуальных контактах.
  2. Вторичный тип связан с проникновением инфекции из области воспаления в других органах: простаты, мочевого пузыря и так далее.

У первичного типа также есть подразделение по характеру протекания – острая и хроническая форма.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов бактериального уретрита у женщин и мужчин важно немедленно обратиться к врачу. После осмотра специалист определяется с диагностикой:

• лабораторный анализ крови и мочи на уровень лейкоцитов;
  • бакпосев мазка для определения типа возбудителя и подбора антибиотика;
  • уретроскопия – для обследования стенок органа (при хроническом типе заболевания и отсутствии обострений);
  • 2 или 3-стаканная проба;
  • ПЦР – для определения ДНК возбудителя.

При необходимости врач может назначить УЗИ и уретрографию с целью исследования состояния пораженного органа.

Бактериальный уретрит – симптомы

Признаки заболевания проявляются не сразу, а только на 7 – 10 день активности патогенных бактерий. Общие симптомы заболевания:

• боли в нижней части живота;
  • болезненное мочеиспускание;
  • выделения со специфическим запахом (серозные или гнойные);
  • покраснение и отек половых органов.

Клиническая картина заболевания у женщин и мужчин может отличаться. При гинекологическом заболевании выраженность менее яркая. Симптомы бактериального неспецифического уретрита у женщин могут отсутствовать длительное время. Но поскольку инкубационный период болезни составляет от 7 до 45 дней, даже при нормальном самочувствии патология продолжит прогрессировать.

Бактериальный уретрит – лечение

Тактика терапии заболевания определяется на основании нескольких факторов. Учитывается симптоматика, характер патологии (острый или хронический), тип возбудителя. Консервативная программа включает назначение антибиотиков в сочетании с нитратом серебра или Колларголом. Препараты используются для инсталляций в уретральный канал. Промывание помогает в уничтожении патогенных микроорганизмов. Используется при неспецифическом типе заболевания

Антибиотики при лечении бактериального уретрита у женщин и мужчин выбирают широкого спектра действия. Такие препараты отличаются тем, что возбудитель не может проявлять устойчивость по отношению к ним:

• группа макролидов;
  • цефолоспориновые препараты;
  • тетрациклиновые;
  • фторхинолоны;
  • группа сульфаниламидов.

Курс антибактериальной терапии составляет 7 – 10 дней. Рекомендуется одновременно принимать пробиотик, чтобы не нарушить микрофлору кишечника.

Также на основании симптомов лечение бактериального уретрита у женщин и мужчин включает:

• НПВС;
  • обезболивающие;
  • витаминные комплексы.

Физиотерапия поможет закрепить результат лечения и ускорит восстановление организма.

Питание

Правильный рацион – одна из составляющих полноценного лечения. В него входят блюда, содержащие сбалансированное количество жиров, углеводов и белков. Продукты не должны вызывать раздражение мочеиспускательного канала. Это значит, что соленые, острые, копченые блюда – под запретом.

Алкоголь также может спровоцировать обострение заболевания. От употребления спиртных напитков придется отказаться полностью, а курение максимально ограничить.

Привила питания при терапии патологии:

• употребление продуктов натурального происхождения;
  • завтрак и обед могут быть плотными, а ужин – легким;
  • норма потребления жидкости составляет не менее 2 литров в сутки.

Очень важно не допускать нагрузки на почки, поэтому продукты не должны содержать консервантов.

Диета

При назначении терапии врач дает рекомендации по разрешенным и запрещенным продуктам питания. Запрещено употреблять в пищу:

• пряности, специи;
  • продукты с высоким содержанием кислоты;
  • бульоны и мясные отвары;
  • консервацию;
  • редис, чеснок, хрен;
  • крепкий чай и кофесодержащие напитки.

В числе разрешенных и обязательных продуктов – овощи и фрукты. Противомикробные и антибактериальные свойства имеют:

• тыква;
  • кабачки;
  • сельдерей;
  • петрушка и спаржа;
  • мед.

Из этих продуктов хорошо готовить пюре и запеканки или употреблять в пищу в сыром виде. Можно включать в рацион нежирные сорта рыбы, птицу, телятину. Чтобы обеспечить нормальную работу кишечника, необходимо каждый день есть кисломолочные продукты.

Возможные осложнения

Отсутствие своевременного лечения бактериального уретрита у мужчин и женщин грозит риском серьезных последствий. Патология может перерасти в хроническую форму, что влечет частые рецидивы. Среди осложнений заболевания:

• рубцовые деформации – стриктуры уретры у мужчин;
  • баланопостит;
  • простатит;
  • везикулит;
  • орхоэпидидимит;
  • цистит;
  • реактивный артрит;
  • спаечный процесс у женщин;
  • пиелонефрит.

Длительно развивающаяся патология приводит к бесплодию.

Профилактика

Предупреждающие меры – лучший способ избежать заболевания. Профилактика включает:

• соблюдение личной гигиены;
  • использование барьерных методов защиты при половых контактах;
  • активный образ жизни – физические нагрузки;
  • избегание переохлаждения.

Также очень важно проходить регулярные плановые осмотры гинеколога и уролога. Специалисты клиники «Дезир» предлагают комплексное медицинское обслуживание: наши высококвалифицированные врачи проведут качественную диагностику и назначат необходимое эффективное лечение. Наши врачи всегда на страже здоровья пациентов. Выбирайте нужного специалиста, записывайтесь на прием в удобное для Вас время.